Седьмая печать (фильм, 1957)

«Седьмая печать» (швед. Det Sjunde Inseglet) — фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана, снятый в 1957 году в жанре философской притчи. В основу положена его одноактная пьеса «Роспись по дереву». Фильм пронизан религиозным символизмом и повествует о природе бытия и месте человека в мире, о поисках смысла жизни и Бога. В 1957 году на Международном кинофестивале в Каннах был удостоен специального приза.

Сюжет

Действие фильма происходит в XIV веке. Рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс (Гуннар Бьёрнстранд) возвращаются на родину из крестового похода после десяти лет отсутствия. На пустынном берегу Рыцарю является Смерть в облике мужчины в чёрном (Бенгт Экерут), а оруженосец находит чумной труп.

Рыцарь, одолеваемый сомнениями в существовании Бога и Дьявола, предлагает Смерти сыграть с ним Игру — партию в шахматы. В случае выигрыша Смерть должна забрать Рыцаря, а в случае поражения — оставить. После пробуждения оруженосца Йонса они прерывают партию. Рыцарь и оруженосец продолжают свой путь вглубь страны. К своей партии Рыцарь со Смертью возвращаются на протяжении фильма.

Антониус заходит исповедаться в храм и рассказывает исповеднику свою стратегию, которая поможет выиграть ему в шахматной Игре со Смертью. Однако он слишком поздно замечает, что его исповедником была сама Смерть. В это время Йонс беседует с художником (богомазом), наносящим фрески на стены храма. Они обсуждают сюжет одной из фресок «Танец со Смертью» (отсылка к росписям церкви Тэбю и к финалу фильма).

По мере продвижения по стране герои встречают вымершие от чумы деревни. Йонс спасает девушку (Гуннель Линдблум) от насильника и забирает её с собой. Он знаком с насильником Равалом — тот был семинаристом, который уговорил его хозяина отправиться в крестовый поход. Йонс оставляет его в живых и предупреждает, чтобы тот не попадался ему больше. В городе он встречает семью странствующих артистов, Юфа и Миа с маленьким сыном, движущихся в столицу на праздник. Рыцарь предупреждает, что в столице свирепствует чума, и предлагает переждать эпидемию в его замке. К ним присоединяется кузнец Плуг, у которого жена Лиза сбежала с другом Юфа и Миа, актером Йонасом Скатом. Позднее в лесу группа путешественников встречает беглецов, после комичной борьбы любящий поесть и выпить кузнец мирится с блудной женой и продолжает путь через лес в замок Блока, а актер Йонас попадает в руки Смерти.

По пути рыцарь и оруженосец встречают юную девушку, которую обвиняют в связях с Дьяволом, начале чумной эпидемии и должны сжечь как ведьму. Антониус Блок беседует с ней. Он мучается вопросами бытия, и разговор идёт об этом. Он хочет знать, существует ли Сатана, ведь тогда существует и Бог, и значит, всё сущее не тщетно. Но Антониус видит в её глазах лишь пустоту и ничего больше. Во время сожжения верный оруженосец Йонс спрашивает, кто примет её — Бог, Дьявол или пустота? Рыцарь отказывается верить во что бы то ни было.

Во время привала в лесу Юф, которому открыт духовный мир, видит, как Рыцарь играет со Смертью в шахматы и понимает, что их всех ждёт. Партия подходит к концу и Смерть выигрывает её, предупреждая, что при следующей встрече заберёт Рыцаря и его спутников. Во время партии Рыцарь отвлекает Смерть, позволяя Юфу и его семье сбежать. В этом и обретает смысл вся жизнь Блока, в спасении жизней молодой семьи.

Антониус Блок со спутниками добирается до своего рыцарского замка, где его встречает жена Карин. Утром, во время чтения Откровения Иоанна Богослова, в замок приходит Смерть. Антониус и Карин, Йонс и его девушка, Плуг и Лиза, все видят Смерть, но реагируют на предстоящее по-разному.

Позднее проснувшийся Юф видит на фоне безмолвного неба идущих прочь от рассвета в танце со Смертью актера Йонаса Ската, рыцаря Блока, оруженосца Йонса, насильника Раваля, кузнеца Плуга и его жену Лизу.